Запись №412
17 дней назад
Как в постановке «Евгения Онегина» фонда Безрукова отражена «энциклопедия русской жизни»?
Как спектакль «Евгений Онегин» фонда Сергея Безрукова переосмысливает письмо Татьяны, делая его не только признанием в любви, но и манифестом женской силы? Эта сцена становится одной из самых эмоциональных в постановке. Божедай Владислав и Погосян Григорий поговорили с Марией Берар о том, как она передает глубину чувств своей героини.
Кирилл, сцена с медведем и чудовищем очень «юнгианская», Пушкин в ней рассказывает историю архетипа Онегина и его взаимоотношений с Татьяной. Можно ли сказать, что Пушкин был предтечей Юнга, рассказывая эту историю?
Кирилл: Безусловно, в сцене сна Татьяны прослеживаются архетипические мотивы. Медведь здесь может символизировать самого Онегина. Он несёт Татьяну на руках, заботится о ней, но при этом остаётся опасным и непредсказуемым. Можно сказать, что это отражает внутренний конфликт героя – его расщепленную натуру. Сон Татьяны, в котором она предчувствует гибель Ленского, становится пророческим. Этот глубоко психологический момент, я бы даже сказал мистический, предсказательный.
Как вы думаете, можно ли рассматривать Онегина как токсичного нарцисса? Ведь он отверг расположенную к нему Татьяну, а затем, когда она охладела и стала недоступна, стал испытывать к ней влечение…
Кирилл: Токсичным его назвать все же нельзя. Он же не воспользовался слабостью Татьяны, хотя и мог. Если мы посмотрим на Онегина с точки зрения психоанализа, он действительно напоминает человека с нарциссическими чертами. Пока Татьяна была доступна, он ею не интересовался. Когда же она стала для него недосягаемой, у него включился азарт охотника. Это классический феномен «зелёного винограда» – пока объект доступен, он обесценивается, но как только становится недоступным, он приобретает огромную значимость.
Но ведь в конце Татьяна говорит: «А счастье было так возможно…» Это действительно так? Или это иллюзия?
Кирилл: Думаю, что это скорее самообман, их счастье было невозможно. Онегин – человек, который не способен строить глубокие отношения. Он слишком рано выгорел, он разочарован, у него нет внутреннего смысла жизни. Для него любовь – это нечто многосерийное, проходящее, как и всё остальное в его жизни.
Как вы думаете, на дуэли Онегин убил не только Ленского, но и часть себя?
Кирилл: Именно так. Дуэль с Ленским – это и крутой сюжетный поворот, и психологическая метафора. Онегин на самом деле убил свою лучшую часть – свою способность любить, сопереживать. Он действовал по инерции, следовал общепринятым нормам «пружины чести», он все делал механистически, ритуально. При всем своем неприятии «обычаев света», Онегин идет у него на поводу. «Свет» пробуждает Тень Онегина по Юнгу.
Почему же Онегин, так сильно стараясь транслировать независимость, оказался настолько зависимым от мнения общества?
Кирилл: Это парадокс, который делает его трагическим персонажем. Онегин
